Личное мнение
Чувашский мир
Что означает число Пи? Этот вопрос неоднократно задавала и взрослым, и подросткам. Очень многие знали – 3,14. Но что означают эти цифры, никто объяснить не мог. Многие умели этим числом пользоваться, подставлять в формулы и т.д. Но что значит 3,14 не знал никто. Так и с Яковлевым, много бодрых чисел известно, но что под ними скрывается – вопрос. Для начала попробуем продолжить тему «печальной фантастики» и попробуем понять сколько учителей вышли их Симбирской чувашской школы. В этом вопросе можно опираться только на труд Г.А. Александрова «Чувашская интеллигенция: истоки». Сколько юношей и девушек окончили эту школу? С 1868 по 1875 г. школу окончили 25 юношей. Чтобы стать учителями им нужно было еще где-то учиться, сдавать экзамены. С 1877 г. этой школе было разрешено выпускникам присваивать звание учителя. И в 1879 г. состоялся первый выпуск учителей. Всего, с этого года и по 1919 г. было 570 выпускников – юношей, из них 6 – без звания учителя (но они все равно работали учителями, как, почему – не знаю). | ||
Личное мнение
Чувашский мир
После моей статьи «У обочины этнофилософии» и книги Эрбины Никитиной «Чувашский этноменталитет» (2005) оживилось некоторое внимание к социально-духовному аспекту мышления чувашского народа. Проводились в Чебоксарах конференции по проблемам философии, публиковались статьи о чувашском видении ученых Н.А. Исмукова, Т.Н. Евграфовой, В.А. Федотова, А.К. Салмина, М.П. Желтова и других. Специально побеседовать по вопросам национальной философии как-то приехала к нам родственница Геннадия Енисеева, ламшара из моргаушского Ярабая, Оксана Енпике и интересовалась многими чувашскостями. Суждений по философии деда Нессе у нее было почти ничего. Собственно, она их не знала и потом на наши наводящие вопросы-задания не ответила. Припомнилось это, когда вышла книга Василия Федотова в соавторстве с ней «Этнофилософия – вековая мудрость народа» (2022). Книга востребованная, в какой-то степени смелая, новаторская в пустой нише изучения чувашской этнософии. Кто-то в интернете объясняет этнофилософию как туземное изучение философских мыслей народов, а чувашские авторы книги – как «представление человека о мире, своеобразная национальная призма, сквозь которую человек смотрит на мир и действует в рамках этого сознания» (с. | ||
Личное мнение
Чувашский мир
То, что Яковлев был уникальным инспектором, рассмотрели в прошлый раз, но некоторые авторы делают его еще более «уникальным». В интернете, в связи с деятельностью Яковлева, «болтается» число – более 400 открытых им школ. Где-то пишут «чувашских школ», где-то – «не только для чувашских, но и детей других народностей» (непонятно, ведь он был чувашским инспектором), а где-то пишут «И.Я. Яковлевым и его учениками в Поволжье и Приуралье было открыто более 400 чувашских школ». А что значит «было открыто»? Сами брали и открывали? На свои средства? Или как? Вообще-то открытие школ было прямой должностной обязанностью окружного инспектора, коим и был Иван Яковлевич. Весь процесс открытия согласовывался с вышестоящим начальством, а деньги «стекались из разных источников», в том числе и сборы с крестьян, пожертвования от частных лиц, обществ и т.п. Министерство просвещения же выделяло деньги на зарплату учителям. Так сколько же школ было открыто окружным инспектором в силу своих служебных обязанностей (и несомненно личного стремления)? | ||
Личное мнение
Чувашский мир
В прошлой статье мы рассмотрели не совсем достоверные интерпретации фактов из жизни и деятельности Яковлева. Вот еще, к примеру, один из самых «любимых» фактов исследователей-яковлеведов – как Ивана Яковлевича лишили должности инспектора чувашских школ. (Сам термин «яковлеведение» по своей непогрешимости смутно напоминает советский «марксизм-ленинизм»). Вот только несколько примеров описаний этого «гнобления»:
| ||
Интересное
Чувашский мир
Уяв, как и в прошлом году, состоялся у села Сиктӗрме Алькеевского района РТ. Это родина народного поэта ЧАССР Петра Хузангая. По словам участницы праздника - учительницы из ЧР - в этом году из-за жары в 35 градусов в Уяве участвовало меньше людей, известных руководителей и знаменитостей. Правда, в числе главных организаторов - Иван Казанков; руководство ЧНКА РТ. - Зюганова не было, - пояснила собеседница. В прошлом году участников собралось, как сообщалось, не менее 15 тысяч человек. А в этом году, как сообщает сайт чувашской газеты РТ "Сувар", должно быть не менее 3-х тысяч участников не только из Татарии, но и других регионов. - После приезда нашей группы накануне нас сразу покормили. Кормили и в день Уява, - рассказывала учительница. - Были разные мероприятия, в частности, конкурс "Чӑваш пики" (Чувашская красавица). - Наверно, тяжело было на солнцепеке? Не было солнечных ударов? - Ничего. Мы все были в шляпах. - Да, в сети есть такое видео. - А как было с водными процедурами? В селе не как в городе. | ||
Личное мнение
Чувашский мир
Портреты И.Я. Яковлева в разные годы его жизни Продолжая предыдущую публикацию, всё-таки хочется еще раз напомнить – конечно интересно, что, оказывается, в 19 веке были дворяне из чувашей, но важно – они не отказались от чувашского языка, признавая его своим родным. (Как они стали дворянами? Agabazar в своих комментариях напутал основательно). Это их – чуваш-дворян личное достоинство и самоуважение. Жаль, что мы не знаем кто они, зато мы хорошо знаем о других знаменитых чувашах 18, 19 веков – Никита Бичурин, Петр Егоров, Спиридон Михайлов и другие. Весь прикол в том, что эти личности, – абсолютно продукт русской культуры (точнее российской культуры на основе русского языка). Что в них чувашского? Только происхождение, да, вырастили их родители-чуваши, да, владели чувашским и… – всё. Это не мешает нам почитать их – всё нормально, но их достижения – не чувашская культура. И когда мы гордимся, что чуваш стал ученым, архитектором, писателем, то мне кажется, что втайне (подсознательно) «радуемся», что и чуваши «оказывается» интеллектуально не хуже других народов. | ||
Ошибочка вышлаЛичное мнение
Чувашский мир
К статье «Ваше превосходительство – незаконнорожденный инородец» есть комментарии, и часть из них, как нельзя лучше, иллюстрирует современное положение с образом И.Я. Яковлева. Например, Agabazar приводит интересные сведения о Кайсаровых, связанных по своему происхождению с чувашами, и пишет, что Кайсаров Василий Семенович (1751–1820) – дворянин и несомненный чуваш. Какой дворянин? Да, Кайсаров-отец – чуваш (с большой долей вероятности), во всяком случае родился в чувашской деревне и учился в Казанской новокрещенной школе, предназначенной именно для инородцев. Служил чиновником и дослужился до чина 9 класса (всего чинов – 14, самый низкий – 14-й), скорее всего, был личным дворянином (не потомственным!). В те времена чиновники получали право на личное дворянство. Кстати, почувствуйте, что это – чиновник 9 класса – титулярный советник – именно им был Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель». Тем не менее, чуваш Кайсаров – титулярный советник сумел купить имение в русской деревне Крестниково Цивильского уезда (ныне в составе д. Александровка Комсомольского района). | ||
Личное мнение
Чувашский мир
В Чувашской энциклопедии в т. №1 в статье «Дворянство» есть такие сведения: «В конце 19 века четверо чувашей получили потомственное дворянство (среди них И.Я. Яковлев)». К сожалению, здесь – ошибочка вышла – в конце 19 века Яковлев не был потомственным дворянином, с 1878 г. он – личный дворянин. Это также дворянское звание, но более мелкого пошиба, не передававшееся по наследству. А вот в 1904 году Яковлев получает чин 4 класса (действительный статский советник) и право на звание потомственного дворянина. Теперь к нему нужно было обращаться «Ваше превосходительство». Скриншот из таблицы «Распределение населения по родному языку, сословиям и состояниям» из «Первой всеобщей переписи населения Российской империи, 1897 г.» т. XIV, Казанская губерния. Скорее всего, авторы статьи использовали сведения из «Первой всеобщей переписи населения Российской империи», где есть сведения о родном языке и сословиях. По Казанской губернии упоминается один человек – потомственный дворянин, родной язык которого – чувашский. | ||
Чувашский мир
Источник: cap.ru Мефодьевы из Красноармейского муниципального округа приучают детей к чувашским традициям. В семье воспитывается пять детей: три дочери и два сына. Под руководством бабушки и матери девушки приучаются вышивать чувашские узоры и учатся ткачеству. Светлана Матвеевна с детства любила вышивать. Этому мастерству женщина научила также и Наталью, жену своего сына Алексея. «Важно хранить обычаи предков и их искусство, сохранить и передавать их потомкам», — говорит глава семьи Алексей Валерьевич. Источник новости:
| ||
Чувашский мир
Источник: culture.cap.ru Сегодня в нашей республике широко празднуют 175-летие со дня рождения Ивана Яковлева. Митинг проходил у памятника Патриарху, расположенного перед Национальной библиотекой Чувашской Республики. Перед собравшимися выступила министр культуры республики Светлана Каликова и другие. Министр отметила, что на сегодняшний день является особым праздником не только для Чувашии, но и для чувашей, проживающих за пределами республики. Светлана Каликова, высоко оценивая завещание Ивана Яковлева, упомянула о его важности не только для чувашей, но и для других национальностей. Источник новости:
| ||